Стропы цепные
Короткозвенные грузоподъёмные цепи, а также стропы, которые изготовлены из этих цепей должны соответствовать адаптированным в Украине европейским стандартам ДСТУ-EN 818-1, 818-2, .... 818-7.
Класс цепи законодатель определяет показателем предела текучести металла в сечении звена цепи в измеряемых единицах: N/мм2. Например, класс G80 означает, что предел текучести металла должен быть не ниже 800N/мм2, а класс цепи G100 соответственно 1000N/мм2. Естественно, что чем выше показатель текучести металла, тем изделие более стабильнее, крепче, технологичнее и т.д.
На рынке встречаются цепи и комплектующие классов G43, G70, G80, G100, G120. Иногда их именуют просто: класс 4, класс 7, класс 8, и т.д. Все виды указанных цепей имеют различные механические свойства и отличаются собственным весом, марками сталей, рабочими нагрузками, точностью калибровки и т.д. Во всем мире, в грузоподъемной отрасли используют цепи классов G80, G100 и G120. Такого же класса изготавливается широкий спектр такелажных элементов (звенья, крюки, скобы и т.д.). Все вместе, по сути, является своеобразным конструктором, что дает самые широкие возможности для изготовления различных видов цепных стропов.
Стоит также отметить, что размеры грузоподъемных цепей классов G80, G100, G120 стандартизованы соотношением 1:3 калибра к шагу цепи. Собственно, калибр цепи (диаметр прутка звена) и шаг цепи (расстояние между повторяющимися точками цепи), измеряемые в миллиметрах и являются маркировкой цепи. Например, цепь грузоподъемная G80 6х18, 8х24, 10х30, 16х48 и т.д.
Больше дополнительной информации о цепях, цепных стропах и систем крепления грузов цепью Вы сможете найти на нашем Youtube-канале "Академия Грузоподъема". Обязательно посмотрите!
Для производства цепных стропов компания «СКИФ ИНВЕСТ» использует два вида цепей:
- Грузоподъемную цепь класса G80, соответствующую профильному стандарту ДСТУ-EN 818-2-2014;
- Облегченную легированную цепь класса G100, соответсвующую стандартам ASTM A973/A973V-01.
Повышенные антикоррозийные свойства цепей класса G80 обеспечены процессом воронения. Это процесс поверхностной термообработки металла в горячем масле, следствием которого является специфический черный (вороненый) цвет, остаточное маслянистое покрытие звеньев цепи, а также неплохая устойчивость металла к коррозии.
Для премиальных стропов, компания "СКИФ ИНВЕСТ" использует более технологичную легированную цепь 10 класса, имеющую фирменную фиолетовую или розовую окраску, которую мы покупаем напрямую у известных мировых лидеров по производству цепей и комплектующих: RUD (Германия) и Pewag-KWB (Австрия). Эти цепи отличаются увеличенной на 25% грузоподъемностью, повышенной прочностью, меньшим удельным весом в сравнении с цепями G80 обычного качества. Стропы G100 естественно дороже, однако они легче, надежнее и существенно дольше "ходят".
Стоить также отметить, что в странах ЕС более технологичные цепи и стропы классов G100 и G120 пользуются существенно большим спросом, повсеместно вытесняя устаревающий класс G80.
Цепи классов G40 и G70 технологично устарели, поэтому компания "СКИФ ИНВЕСТ" их в своем производстве не использует.
Цепые стропы, собранные из компонентов класса G80 работают в диапазоне температур от -40 до +200°С при 100% номинальной грузоподъемности, указанной на бирке или в паспорте стропа. Если строп будет эксплуатироваться в диапазоне температур от +200 до +300°С, его грузоподъемность должна расчитываться на 90% номинальной грузоподьемности. В режиме работы от +300 до +400°С, строп должен использоваться на 75% своей паспортной грузоподьемности. Более высокие температуры для стропов по классу G80 не допускаются.
Цепные стропы, собранные из компонентов класса G100, предлагаемые компанией «СКИФ ИНВЕСТ» работают на 100% своей грузоподьемности в диапазоне от -40 до +200°С. При более высоких/низких температурах их использовать нельзя.
Для более жестких и крических условий эксплуатации существуют в мире другие инженерные решения, которые мы готовы предложить под конкретный клиентский запрос. Хотим напомнить, что компания "СКИФ ИНВЕСТ" является официальным представителем и партнером немецкой группы "RUD-Spanset" - высокотехнологичного лидера в области грузоподъема. Это дает нам возможность доступа к самым современным решениям и продуктам мировых производителей.
К преимуществам цепных стропов стоит отнести:
высокую гибкость, возможность эксплуатации при высоких температурах, способность менять длину веток с помощью крюков-укоротителей, высокую степень ремонтопригодности, обширную номенклатуру комплектующих, которая дает возможность собрать цепной строп именно таким, каким он будет максимально эффективен при выполнении конкретных грузоподъемных операций.
К недостаткам цепных стропов можно отнести высокий вес и более высокую стоимость в сравнении с канатными стропами.
Более подробно и наглядно о преимуществах цепных стропов на нашем Youtube- канале по этой ссылке.
Для производства цепных стропов нет принципиальной разницы, какие фитинги устанавливать. Сборка цепных стропов - это конструктор, который ограничивается лишь фантазией заказчика и широтой ассортимента такелажных комплектующих, имеющихся на складе у производителя. Выбор типа крюка зависит от условий эксплуатации и тех задач, которые должен выполнять цепной строп.
В стандартном исполнении (по умолчанию) компания "СКИФ ИНВЕСТ" устанавливает в цепные пауки 2СЦ, 3СЦ и 4СЦ обычные крюки с литой защелкой типа SL-012/SL-013.
Для использования стропа в литейных производствах и при высоких температурах стоит обратить внимание на специальный литейный крюк типа SL-015. Для более надежного зацепления стропа к грузу, Заказчик часто выбирает самозапирающиеся крюки типов SL-081/SL-082. Крюк-чокер типа SL-026 позволяет работать цепной веткой "на удавку", а крюки-вертлюги типов SL-040, SL-767, SL-788 самопозиционируются и создают дополнительное удобство вращения подвешенного груза на крюке.
В нашем ассортименте Вы также найдете крюки - укоротители ветвей стропа, спообных изменять их длину, крюки для подъема бочек и т.д.
Все, что мы рассказали о крюках - касается и выбора звеньев. Все звенья разделяются на два типа: мастер-звенья и соединительные звенья. Мастер-звено - это главное звено стропа, которое непосредственно подвешивается на крюк крана и объединяет собой все ветви цепного стропа. Как правило, их подбирают под размер кранового крюка. Соединительные звенья (бабочки, омеги, верлюги) - это дополнительные звенья, необходимые для соединения элементов стропа между собой. В редких случаях эти звенья могут использоваться как концевой элемент на концах ветвей цепного стропа.
Более подробно об ассортименте крюков и звеньев Вы сможете ознакомиться на нашем сайте.
Это очень хороший и важный вопрос. Дело в том, что причина большинства случаев обрыва грузоподъемных цепей является отсутствие теоретических знаний как у тех, кто продает цепные стропы, так и у тех кто ими работает. Часто возникают претензионные споры между Заказчиком и Продавцом о плохом качестве цепей в тех случаях, когда происходит их обрыв при строплении груза "в обхват" или "на удавку". При этом масса поднимаемого груза была существенно меньше паспортной грузоподъемности самого стропа.
Попытаемся сейчас разъяснить. В начале стоить знать, что к строплению груза "в обхват" или "на удавку" нужно подходить очень ответственно. Острых кромок груза боятся не только стропы из синтетических материалов, но и металлические. Цепные стропы в данном случае также не являются исключением.
Грузоподъемность цепного стропа сохраниться на 100%, если радиус кромок груза будет не менее двух калибров (диаметр прутка) цепи. Если указанный радиус находится в диапазоне 2K ˃ R ˃ 1K, грузоподъемность стропа снижается до 70%. Если же радиус кромки обхватываемого груза менее одного калибра цепи - грузоподъемность снижается уже вдвое. Так же стоить помнить о том, что сама строповка груза "в обхват" или "на удавку" имеет понижающий каэффициент - 0,8.
Приведем пример. На строительной площадке имеется цепной строп типа 2СЦ 4,25/6000, изготовленный из цепи 10х30. Требуется поднять ж/б плиту размером 220х1500х6000 застропив ее на "удавку". Масса плиты 2,9 тн., радиус кромок плиты - 12 мм.
Для определения реальной грузоподъемности стропа в данном конкретном случае применяем следующие понижающие коэфиициенты:
0,8 - строповка двух ветвей стропа "на удавку";
0,7 - радиус кромок плиты менее двух калибров цепи, но более одного;
0,5 - при строповке плиты, ветви стропа будут отклонены от вертикали на угол более 45°;
Считаем реальную грузоподъемность стропа: 4,25 * 0,8 * 0,7 * 0,5 = 1,19 тн.
Вывод: Цепным стропом 2СЦ 4,25/6000 категорически нельзя производить подъем указанной плиты массой 2,9 тн. способом "на удавку". Вероятность обрыва стропа очень велика.
Вы удивлены?
Пожалуйста, имейте дело с компетентными специалистами.
В соответствии с требованиями «Правил охраны труда во время погрузочно-разгрузочных работ», требованиями НПАОП 0.00-1.01-07, а также «Приказом министерства социальной политики Украины N 62 от 19 января 2018г. Про утверждение правил охраны труда во время эксплуатации грузоподьемных приспособлений и соответствующего оборудования» перед использованием грузоподъемных стропов стропальщики или иные ответственные лица обязаны их тщательно осмотреть.
При постоянной эксплуатации выбраковка строп должна проводиться регулярно, а полученные результаты осмотра должны заноситься в журнал. Персонал ИТР, отвечающий за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, должны проводить осмотр грузоподъемных стропов каждые 10 дней. Когда стропы используются редко, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией.
При осмотре цепных стропов, основное внимание нужно обращать на состояние цепей, звеньев, крюков. При наличии любого из указанных ниже дефектов, цепные стропы должны быть незамедлительно изъяты из эксплуатации:
- Отсутствует или повреждена бирка на стропе;
- Плохая читаемость или отсутствие маркировочных обозначений на элементах стропа;
- Существует разность длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм;
- Наличие деформационных удлинений звена/звеньев цепи, такелажных звеньев и крюков более чем на 5% от первоначального их размера;
- Уменьшение диаметра сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%;
- Отсутствие предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа;
- Отсутствует паспорт на строп.
На такелажных элементах цепного стропа (звенья, крюки, подвески) недопустимы:
- Трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины;
- Износ поверхности. Наличие вмятин, которые привели к уменьшению площади поперечного сечения элемента стропа на 10% и более;
- Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%;
- Повреждение креплений такелажных элементов и резьбовых соединений;
Несмотря на ремонтопригодность цепного стропа, самостоятельный ремонт цепных стропов запрещен!
Обратитесь в компанию «СКИФ ИНВЕСТ» для проведения контрольных испытаний и получения консультаций по дальнейшей эксплуатации ваших стропов.
Цепные стропы типов 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ часто называют "пауками" из-за их многоветвевой конструкции, объединенной одним общим мастер-звеном. Многоветвевыми стропами поднимают, как правило, пространственный груз. Поэтому ветви стропа всегда работают с диагональным отклонением. Грузоподъемность ветвей цепного паука уменьшается в зависимости от угла их отклонения от условной вертикали на cos этого угла. Стандартом принято считать нормальную работу паука с углом отклонения 45° и именно этот показатель берется в качестве его паспортной грузоподъемности.
Различают три варианта стандартных значений углов отклонений ветвей стропа – 0°, 45°, 60°. Значения грузоподъемности стропа при работе под указанными углами должны наносится на бирку стропа. Стропить груз с большим углом отклонения ветвей от вертикали чем 60° - категорически запрещено!
Для пограничных углов 0°, 45°, 60° следует, что cos 0°=1 , cos 45° = 0,71 , cos 60° = 0,5. Таким образом г/п каждой ветви надо снизить, умножив ее на cos соответствующего угла, а потом суммировать количество веток в стропе.
Важно знать! В стропах конструкции 4СЦ следует суммировать только 3 ветки, а не 4. Считается, что поднимаемый груз может центрироваться лишь на трех ветках, а четвертая ветвь всегда будет слабонагруженной и может выполнять только страховочную функцию.
Пример №1. Грузоподъемность цепного "паука" конструкции 4СЦ, изготовленого из цепи 13х39 мм, (г/п цепи 5,3 тн.) составит:
При рабочем угле 45°: Q = 5,3 * 0,71 * 3 = 11,2 тн., а при угле 60°: Q = 5,3 * 0,5 * 3 = 7,95 тн.
Пример №2. Грузоподъемность цепного "паука" конструкции 2СЦ, изготовленого из цепи 10х30 мм, (г/п цепи 3,15 тн.) составит:
При рабочем угле 45°: Q = 3,15 * 0.71 * 2 = 4,47 тн., а при угле 60°: Q = 3,15 * 0,5 * 2 = 3,15 тн.
Цепные стропы, которые изготовливаются на территории Украины должны соответствовать адаптированному в Украине европейскому стандарту ДСТУ-EN 818-4, где предусматривается запас прочности ( фактор безопастности ) 4:1. Указанный запас прочности применяется как ко всему цепному стропу в целом, так и к компонентам (крюки, звенья, цепи) в отдельности, из которых он изготовлен.
Стяжные храповые механизмы, а также цепные крепежные ветви должны соответствовать и производится согласно ДСТУ-EN 12195-3, где предусматривается запас прочности (фактор безопастности) 2:1. При этом важно понимать, что указанный запас прочности должен соблюдаться и на всю конструкцию стяжного устройства (храповик + цепная стяжная ветвь).
Важно! Очень часто встречаются случаи, когда некомпетентные продавцы крепежных систем выдают разрывные/рабочие характеристики цепи или цепной стяжной ветки за рабочие/разрывные всей крепежной системы. Этим они, умышленно или по незнанию темы, вводят в заблуждение своего Заказчика. На самом деле, рабочие/разрывные нагрузки считаются по самому слабому месту крепежной системы - храповому механизму, независимо от того, какого колибра цепь применяется с ним в паре для увязки грузов. В итоге, в погоне за дешевой ценой обманутый Заказчик переплачивает за несуществующую надежность механизма, и сам того не подозревая, закрепляет свой груз купленной крепежной системой с фактором безопасности 1:1.
Вы понимаете что может произойти на дороге? И на какие последствия мы намекаем?
Правильные и честные характеристики крепежных систем указаны на странице "Стяжные устройства".
Доверяйте профессионалам!
Для крепления грузов на транспорте разрешено использовать цепи, крюки и стяжные устройства классов: G70, G80, G100. Изделия 7 класса имеют большую собственную массу в сравнении с аналогами более высоких классов. Ежедневная работа с достаточно тяжелыми цепями и натяжителями требует больших человеческих затрат сил и энергии. По этой причине компания "СКИФ ИНВЕСТ" не работает с изделиями класса G70, а использует для сборки систем крепления исключительно цепи и комплектующие классов G80 и G100.
Стоит отметить, что визуально цепи G70 и G80 достаточно сложно отличить друг от друга даже специалисту. Только путем сравнительного взвешивания изделий возможно понять из чего изготовлено то либо иное изделие. Этой хитростью зачастую пользуются "серые" производители, которые предлагают в Интернете продукцию по низким ценам, которая на самом деле изготовлена из самых недорогих, а поэтому самых тяжелых марок стали.
Как и в случае с грузоподъемными стропами, самыми технологичными системами крепления грузов на транспорте считаются изделия класса G100. Они существенно легче, крепче, надежнее. На наш взгляд, удовольствие работать такими комплектами с лихвой перекрывает их более высокую стоимость.
Более наглядно про системы крепления грузов цепями на нашем Youtube-канале в Академия грузоподъема.
Как правило, большинство стяжных веток производятся на основе цепей и комплектующих 8-го (G80) класса.
Для изготовления стяжных веток используются цепи калибров: 6х18, 8х24, 10х30, 13х39 и 16х48. Соответственно рабочие нагрузки таких веток будут: 2,2 тн., 4,0 тн., 6,3 тн., 10,0 тн., 16,0 тн. Однако надо помнить, что цепная ветвь используется в паре со стяжным храповым устройством. Показатель критической нагрузки всей крепежной системы расчитывается по самому слабому элементу - храповому механизму. Многие продавцы умалчивают об этом, выдавая рабочую нагрузку цепной ветви за нагрузку всей крепежной системы.
На концах цепного отрезка, по умолчанию устанавливают универсальные такелажные крюки типа SL-012/SL-013. Более продвинутые пользователи просят установить на концах крюки-укоротители типов SL-086/SL-073, которые позволяют крепить груз цепью "в обхват" и/или через сквозные отверстия в раме платформы. В случае наличия на закрепляемом грузе штатных приварных крюков (например, военная техника) наиболее удобным в использовании окажутся овальные/грушевидные звенья SLR-270.
В последнее время все большую популярность набирают стяжные ветви, изготовленные на основе цепей 10-го (G100) класса.
Причиной формирующегося спроса являются увеличенные до 30% рабочие нагрузки стяжных ветвей при аналогичных калибрах, а также существенно меньший вес самих изделий, что немаловажно при постоянном ручном труде. Компания "СКИФ ИНВЕСТ" собирает такие ветки из цепей калибров: 8х24, 10х30, 13х39 ведущих европейских производителей. Соответственно рабочие нагрузки веток G100 составляют: 5,1 тн., 8,1 тн., 13,6 тн..
Так же, стоить сказать, что конструкции стяжек по классу G100 могут быть двухкомпонентными (цепная ветвь и храповый механизм являются отдельными элементами общей стяжной системы) и однокомпонентными (храповый механизм встроен внутрь цепной ветви и представляет с ней единую цельную конструкцию). Однокомпонентные стяжки легче и удобнее в эксплуатации.
Более подробную и наглядную информацию о цепных стяжных ветках Вы сможете получить на нашем Youtube-канале по ссылке.
Компания "СКИФ ИНВЕСТ" предлагает несколько видов стяжных устройств:
1. Самая простая, бюджетная и массовая модель храповика. Произведена в КНР. Каждый типоразмер в линейке этого типа механизмов позволяет закреплять и работать с двумя калибрами цепей. Например, стяжное устройство 1/4 - 5/16 подходит к цепям 6 и 8 калибров, а храповик 5/16 - 3/8 позволяет работать с цепными ветками 8 и 10 калибра. Подобная универсальность является единственным преимуществом данного типа стяжных устройств на фоне ряда недостатков: не самое высокое качество сборки и сварных швов, отсутствия страховочных пинов на крюках, отсутствие страховки от полного выкручивания стяжных винтов. Данная модель не соответствует каким-либо европейским стандартам и вряд-ли ее стоит рассматривать для постоянного использования в тяжелых эксплуатационных условиях. Кроме того, при использовании на международных маршрутах могут возникнуть вопросы.
Важно! Как мы ранее отмечали, поскольку подобные стяжные устройства могут использоваться с двумя калибрами цепи, некоторые "хитрые продавцы" умышленно вводят в заблуждение Покупателя, выдавая разрывные/рабочие характеристики цепи большего калибра за характеристики всей крепежной системы. На самом деле, запас прочности (фактор безопасности) 2:1, применяемый на транспорте при креплении грузов, соблюдается только при использовании данных храповиков с крепежными цепями меньшего калибра из двух возможных. Таким образом, использование с данным храповиком цепной ветви большего колибра никак не увеличивает допустимую нагрузку на крепежную систему.
2. Стяжное устройство рычажного типа. Также является простой и бюджетной моделью родом из КНР. По своим качественным свойствам абсолютно повторяет предыдущую модель. Отличается принципиално другим принципом натяжения, которое позволяет быстро, но с достаточно большим ручным усилием закрепить груз с помощью эксцентрикового рычага. Имеет дискретность в одно звено. Выбор для тех, кому приходится проводить постоянные и частые манипуляции закрепления/раскрепления груза.
3. Стяжные храповики со страховочными пинами, изготовленные по классу G80. Соответствуют профильному стандарту EN 12195. Имеют соответствующую маркировку по телу, либо снабжены биркой. Подобные устройства подходят строго под один калибр цепи. Стяжные винты механизма имеют внутренний ограничитель, который не позволяет их полностью выкрутить. Всегда остается нужное количество витков резьбы в теле храповика. Отличаются хорошим качеством сборки, имеют более массивную и надежную конструкцию. Предназначены для работ в жестком эксплуатационном режиме. Могут использоваться на международных маршрутах. Выбор для кто "в теме".
4. Храповики для однокомпонентных систем класса G100. Производитель - Pewag-KWB (Австрия). Продукция европейского качества по европейской цене. Отличаются высоким уровнем сборки и подгонки деталей, надежностью храпового механизма. Обладают существенно меньшим собственным весом, что добавляет оптимизма при работе с данными устройствами.
Более подробная информация о стяжных устройствах у нас на сайте находится здесь.
Все зависит от схемы строповки, массы груза и его геометрии. Детально процедура описывается в «Правилах безопастного крепления груза на транспорте» в стандарте EN 12195.
В стандарте сказано, что все стяжки, которыми планируется закрепить груз, должны обеспечивать суммарную рабочую нагрузку равную 80% массы груза для его блокировки от премещения вперед (при торможении автомобиля). Также, они должны обеспечивать 50% от массы груза при блокировке его от перемещения назад и в стороны (при ускорении автомобиля и вхождения его в повороты). Кроме того, реальное рабочее усилие одной стяжки должно принимается с понижающим коэффициентом - 0,7 (cos 45°) от ее номинального значения, поскольку стяжная ветвь закрепляет груз по диагонали.
Более подробно о том, как правильно рассчитать количество стяжек или ремней мы рассказали и показали на нашем Youtube-канале здесь: ссылка #1 и ссылка #2.
В случае затруднений с самостоятельным расчетом количества стяжных устройств и рабочих нагрузкок всей крепежной системы, Вы всегда сможете обратится к специалистам компании «СКИФ ИНВЕСТ". Будем рады помочь.